Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

БУБЕР, МАРТИН

БУБЕР, МАРТИН (Buber, Martin) (1878–1965), еврейский философ и деятель образования. Известен также как переводчик и комментатор Библии и теоретик сионизма. Родился в Вене 8 февраля 1878. Вырос в Лемберге (ныне Львов). Получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. С 1901 был редактором сионистской газеты «Ди вельт», затем стал одним из основателей издательства «Юдишер ферлаг» и Еврейского национального комитета. Основал ежемесячник «Дер юде» («Der Jude», 1916). В 1933 возглавил Центр еврейского образования во Франкфурте-на-Майне. В 1938 эмигрировал в Палестину. Был профессором Еврейского университета до 1951, первым президентом Академии наук Израиля в 1960–1962.

Также по теме:
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИВРИТЕ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИВРИТЕ

Ключевым моментом формирования философских взглядов Бубера является переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, от идеи «слияния» человека с божественнымп началом к идее «встречи» человека с Богом, предполагающей отдельное существование и «диалог» обеих сторон. Эта отдельность не означает, однако, дистанцирования, отношения к Богу просто как объекту созерцания, размышления и поклонения. Подлинная встреча человека с Богом, как и человека с человеком, – это не отношение «Я – Оно», а отношение «Я – Ты». Эта мысль с необычайной глубиной и поэтической силой воплощена в самом знаменитом творении Бубера – Я и Ты (Ich und Du, 1923). Мировое Ты есть Бог, и только если человек способен предстать перед Божьим Ты, он способен возлюбить Ты тварных существ. Иначе отношения людей деградируют до уровня Я – Оно, обращения с человеком как объектом манипулирования, средством достижения целей, и способны возвыситься до уровня Я – Ты лишь в редких случаях сильной любви или идеальной дружбы, когда во встречу человека с человеком вовлечена вся полнота их существования. В книге Между человеком и человеком (Between Man and Man, 1947) рассматриваются социальные и педагогические аспекты этой философии человеческих взаимоотношений.

Принцип Я-Ты, т.н. «диалогический принцип», Бубер использует и в интерпретации Библии. В работах Учение пророков (Торат ха-неви'им, 1942) и Моисей (Моше, 1945) отношение Бога и Израиля рассматривается как диалог, в котором Бог обращается к человеку и человек внимает Слову Божьему. «Диалогический дух» библейского мироощущения Бубер противопоставлял греческому «монологизму». Диалогическое отношение в Библии понимается как экзистенциальная встреча человека и Бога. Позднее Бубер обнаружил, что диалогический принцип уже применялся хасидскими мудрецами и входил в традицию позднего иудаизма. Хасиды, как и Библия, подчеркивали момент непосредственности, спонтанности встречи, открытости Богу и говорили о прямом контакте с Ним. Исследования Бубером хасидизма были изложены в целом ряде его произведений.

Также по теме:
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИДИШЕ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИДИШЕ

Как один из первых сионистов Бубер надеялся, что его философские и религиозные принципы будут использованы в решении проблем Израиля, а также более широких проблем социальной и политической организации современного мира. В работах на эту тему, в частности, в книге Пути в Утопию (Нетивот бе-утопия, 1947) он исследовал возможности применения диалогического принципа не только к отношениям индивидов, но и к человеческим общностям и миру в целом. Умер Бубер в Иерусалиме 13 июня 1965.

МАРТИН БУБЕР. Library of Congress

Также по теме:
ФилософияРелигия

Литература:

Бубер М. Проблема человека. М., 1992
Бубер М. Я и Ты. М., 1993
Бубер М. Два образа веры. М., 1995
Бубер М. Хасидские предания. М., 1997

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»
Сколько дней после праздника Рождества называют святками?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины
Деятели 20 века

Деятели 20 века

Пройти тест

Литературная викторина

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Знаменитые речи

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет